Среднее образование за рубежом
Знания и перспективы
СТИПЕНДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ на обучение в американских частных школах тел.: (495) 937 1604
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
(Аристипп, древнегреческий философ, IV век до н.э.)

Интерес к зарубежному образованию в России возник еще во времена Ивана Грозного. Однако первым из русских правителей, отважившихся «послать несколько дворянских робят за границу, для науки разных языков и грамоте» стал Борис Годунов. Студенты в Россию не вернулись, и полезность и благотворность заграничного обучения в Нидерландах и Англии докажет уже Петр Великий на личном примере. В последующие после его возвращения из поездки в Европу 25 лет за рубеж было направлено не менее 1000 учащихся. Они изучали кораблестроение и военное дело, архитектуру и разведение парков, живопись и восточные языки. Многие талантливые дети из недворянских семей получили редкий шанс реализовать себя. Среди наиболее известных из них - М.В.Ломоносов, который в 1736 году был отправлен Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
Сегодня все больше и больше родителей задаются вопросом, что лучше - Российское среднее образование или зарубежное среднее образование? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Каждая семья по-своему выстраивает фундамент будущей жизни своих детей. Однако, принимая нелёгкое решение расстаться с ребёнком, родители всё же понимают, что среднее образование за рубежом даст ему безусловное преимущество перед сверстниками - свободное владение одним или несколькими иностранными языками, доскональное понимание других культур и реальную возможность поступить в лучшие зарубежные университеты.
Всё самое главное закладывается в детстве - характер, склонности, привычки, убеждения, интересы, отношение к жизни. Ребёнок как губка впитывает в себя всё, что его окружает - мир за окном, разговоры, модели поведения людей, ощущения. Только родители, зная характер и способности своего ребенка, могут определить, что ему больше подходит - частная школа в Англии с её строгим воспитанием, демократичность государственной школы Канады и США, частная школа Канады и США с её акцентом на развитие творческой и интеллектуальной независимости учеников или тёплая обстановка международной школы-пансиона в Швейцарии. В различных странах мира находятся тысячи школ, и все они разные. К вопросу выбора школы нужно подходить с полной ответственностью – ведь она станет вторым домом для самого дорогого для Вас человечка на несколько лет, поможет ему развить имеющиеся у него природные способности.

ПРАВДА О ШКОЛАХ-ПАНСИОНАХ
Наше представление о школах-пансионах основано, прежде всего, на суждениях, подчас прямо противоположных - от украденного детства до райских уголков для избранных, высказанных в средствах массовой информации, книгах и фильмах. С точки зрения одних это элитарные школы, в которые богатые родители посылают своих детей, чтобы иметь возможность заниматься своей личной жизнью. Для других - это школы для трудных подростков, с которыми не справляются в семьях. Именно в школах-пансионах процветают дедовщина и расизм, здесь легко стать наркоманом и алкоголиком.
В 2004 году по заказу Ассоциации школ-пансионов США группа исследователей проводила опрос более 2700 старшеклассников, выпускников университетов и сорокалетних и шестидесятилетних специалистов. Работа шла 16 месяцев. Для опроса были выбраны 1000 учащихся и выпускников школ-интернатов, 1100 - государственных школ, 600 - частных дневных школ.
Результаты исследований можно представить в виде следующей таблицы:

Вопросы:
Государ-ственная школа
Частная дневная школа
Частная школа-пансион
Вы довольны качеством преподавания в Вашей школе
51%
62%
90%
Ваша школа – академически сильная и сложная
50%
70%
91%
Сколько часов в неделю Вы посвящаете(ли) выполнению домашних заданий
8 ч
9 ч
17 ч
Сколько часов в неделю Вы занимаетесь(лись) спортом
9 ч
9 ч
12 ч
Сколько часов в неделю Вы тратите(ли) на просмотр телепередач (привычка, которая остаётся на всю жизнь)
7 ч
7 ч
3 ч
Ваша школа учит(ла) лидерству
52%
60%
77%
Ваша школьная жизнь не вращается(лась) вокруг наркотиков и алкоголя
82%
82%
95%
Я (был) очень хорошо академически подготовлен к поступлению в университет
39%
71%
87%
Я (был) очень хорошо подготовлен к социальной жизни в университете
23%
36%
78%
Из выпускников:
Получили учёные степени
21%
36%
50%
Достигли высших руководящих постов к середине карьеры
27%
33%
44%
Достигли высших руководящих постов к концу карьеры
27%
39%
52%

Результаты опроса показали, что большинство подростков и родителей выбирают частные школы-пансионы всё-таки в первую очередь из-за возможности получить значительно более серьёзное образование (60%). Однако школы-пансионы кроме развития академических способностей своих воспитанников играют большую роль в положительном развитии их личностей, совершенствованию таких черт их характеров как лидерство, ответственность за окружающий мир. Всячески поощряя своих учеников развивать полный диапазон дарований, на которые они в будущем будут рассчитывать, чтобы преуспеть в жизни или просто использовать их для достижения цели в выбранной профессии, школы-пансионы становятся для детей преподавателями искусства жизни. Выпускники школ-пансионов добиваются в жизни большего продвижения по службе, принимают более активное участие в благотворительных акциях, они более благожелательны к людям.

ЧТО ТАКОЕ АНГЛИЙСКИЕ GCSE И A-LEVELS
Экзамен на Общее свидетельство о среднем образовании (General Certificate of Secondary Education, GCSE) английские дети сдают в 16 лет после трёх лет учёбы в средней школе - колледже. Как правило, это минимум 6 выбранных учеником предметов, причём обязательными для продолжения учёбы являются математика, английский язык, естественные науки и иностранный язык. Хороший результат экзамена GCSE позволяет получить свидетельство, необходимое для поступления на работу или для продолжения учёбы в колледже в течение ещё двух лет в шестом классе (Sixth Form) для подготовки в университет.
В конце первого года обучения в шестом классе колледжа (Low Sixth Form) сдаются промежуточные экзамены (AS levels), минимум пять предметов, не дающие права поступления в университет. После второго года (Upper Sixth Form) – выпускные экзамены (А levels), минимум три предмета, уже являющиеся вступительными в университет. Предметы можно сдавать в любом наборе, лишь бы они были включены во вступительный минимум выбранного факультета.
Собственно приемных экзаменов в университеты не существует – оценки на выпускных экзаменах A-levels и являются решающими для зачисления в высшие учебные заведения. Кроме того, школьники должны написать для каждого университета мотивационное письмо, а в некоторые, самые сильные, пройти собеседования. Надо отметить, что в школах к поступлению воспитанников в высшие учебные заведения относятся необычайно серьёзно – на специальных занятиях сотрудники отдела «Карьеры» учат детей писать мотивационные письма, тренируют их для прохождения собеседований.

ЧТО ТАКОЕ АМЕРИКАНСКИЙ HIGH SCHOOL DIPLOMA
Диплом о среднем образовании (High School Diploma) американские школьники получают после сдачи выпускных экзаменов в Высшей (старшей) школе (High School) в 18 лет. Обязательными для получения диплома являются математика, английский язык, естественные науки, социальные науки и компьютерная грамота. Из обширного списка факультативных предметов школьники выбирают дополнительные курсы по своему усмотрению. HighSchoolDiploma необходим для поступления на работу или продолжения обучения в Высшем учебном заведении.

ЧТО ТАКОЕ IB
В наши дни многие школы наряду с национальным средним образованием предлагают своим воспитанникам курс среднего образования IB.
История и цели создания
Международный бакалавриат (IB) был основан в Швейцарии, в 1968 году группой учителей из Женевской международной школы (Ecolint) как некоммерческая образовательная организация. Штаб-квартира IB была официально зарегистрирована в Женеве.
Целью организации была разработка и внедрение Diploma Programme - универсальной школьной программы с общим учебным планом (предуниверситетский курс обучения), которая позволяла бы высшим учебным заведениям одной страны считать среднее образование, полученное абитуриентами в другой стране, эквивалентным национальному. Главным образом это касалось молодых людей, чьи родители являлись частью дипломатических корпусов разных стран, сотрудниками международных организаций .
Первые школы IB были преимущественно частными международными школами, впоследствии к ним присоединились частные национальные школы. В последние годы положение изменилось, и сегодня более половины всех IB школ по всему миру (уполномоченных предоставлять одну или несколько IB программ) являются государственными.
То, что начиналось в виде единой учебной программы для старшеклассников для подготовки к учёбе в университете, сегодня превратилась в три программы для учащихся в возрасте от 3 до 19 лет:
  • The Primary Years Programme (PYP) программа (PYP - существует с 1997 года) - для детей от 3 до 12 лет. В настоящее время её предлагают 627 школ мира.
  • The Middle Years Programme (MYP) программа (МYP - существует с 1994 года) - для детей от 11 до 16 лет. В настоящее время по ней обучают в 769 школах мира.
  • The Diploma Programme  - программа для учащихся от 16 до 19 лет (DP - с 1968 года). В настоящее время её предлагают 2094 IB школы мира.
В настоящее время IB работает с 2,878 школами из 138 countries to develop and offer three challenging programmes to over стран мира с 796,000 учащимися в возрасте от 3 до 19 лет.
Логотип "IB" может относиться к самой организации, к любой из трех программ, так и к дипломам или сертификатам, выдаваемых по окончании программ.
Данная программа обладает всеми достоинствами традиционной программы, ориентированной на глубокие знания, и, кроме того, она имеет три качественных отличия от прочих систем предуниверситетского образования.
Обучение ведется на одном из трех рабочих языков: английском, французском или испанском (допускается преподавание родного языка, родной и мировой литературы на национальном языке).
Программа может быть смоделирована в виде шестиугольника (шесть академических областей), в центре которого находятся три всеобъемлющих курса:
Предметы программы DP объединены в шесть групп, из которых учащиеся должны выбрать по одному предмету: 3 предмета на продвинутом уровне (240 учебных часов) и 3 предмета на стандартном уровне (150 часов). Те предметы, которые необходимы для поступления в университет, изучаются на продвинутом уровне.
Теория Познания
Междисциплинарный курс, направленный на выработку критического мышления и способности к самостоятельному анализу, изучается на протяжении 2-х полугодий. На занятиях детей учат учиться, спорить в поисках истины, правильно писать эссе, аргументировать свою точку зрения, давать определения и формулировать гипотезы.В курсе рассматривается несколько тематических блоков, таких как религия, психология, точные науки и логика, искусство.
Творчество, Деятельность, Служение
Эта программа призвана помочь студентам развить такие качества, как внимание к людям, забота об окружающих, умение работать в коллективе. Действие - это спорт, танцы. Служение обществу - это любая общественная работа или благотворительная деятельность.
Курсовая работа
К концу программы каждый учащийся должен написать так называемое "развернутое сочинение" (Extended Essay) минимум на 4000 слов. Тема сочинения выбирается произвольно, не обязательно из учебного плана. Курсовая – это своеобразный отчёт о самостоятельной исследовательской работе.
Группа 1 - язык на уровне А1
Первый язык и выборочное изучение произведений мировой литературы. IB для изучения первого языка на уровне А1 предлагает более 80 языков.
Группа 2 - второй язык
Все студенты изучают второй язык – иностранный. Упор делается на развитие устной и письменной речи. В рамках группы 2 для изучения можно выбрать также латынь и древне-греческий языки.
Группа 3 - человек и общество
В эту группу входят бизнес и управление, экономика, география, история,
Группа 4 - экспериментальные науки
В эту группу входят биология, химия, физика, экологические системы и др.информационные технологии, философия, психология и др.
Группа 5 - математика и компьютерные науки
К этой группе относятся математика, высшая математику, математический анализ.
Группа 6 - искусство
К данной группе относятся: изобразительное искусство, музыка и театр.
(Вместо одного из предметов группы шесть можно выбрать дополнительный предмет из групп 1-4 или высшую математику на стандартном уровне).
Поступление в университеты
Диплом IB получают только те, кто на шести экзаменах и за курсовую работу набрал в сумме не меньше 24 баллов. Это довольно трудная задача - около 30% учащихся, окончивших курс, остаются без диплома. Однако обладатель диплома IB может поступить в ведущие университеты без вступительных экзаменов - этот диплом признаётся более чем 1300 университетами в 102 странах мира. Решение о зачислении принимается на основании баллов, полученных абитуриентом на экзаменах IB.
В Великобритании Кембриджский и Оксфордский университеты, например, проводят собеседования со всеми абитуриентами и требуют общий балл IB между 37 и 40. Лондонская школа экономики принимает тех, у кого в дипломе IB не менее 36 баллов, причём три предмета углублённого изучения сданы на отметки не ниже 6. Университет Глазго - тех, у кого не менее 30 баллов.
В США нет единой политики по приёму абитуриентов. Требования у различных университетов различны, однако многие из них зачисляют абитуриентов с дипломом IB, без таких дополнительных требований как сдача тестов SAT и TOEFL.
КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМЫ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ И СРОКИ ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Важно помнить, что пакет документов, необходимый для приёма в разных странах в ту или иную школу, может варьироваться. Также могут отличаться и сроки подачи документов. Наши сотрудники подробно ответят Вам на все возникшие у Вас вопросы.