Среднее образование за рубежом
Знания и перспективы
СТИПЕНДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ на обучение в американских частных школах тел.: (495) 937 1604

Среднее образование в Швейцарии

Воспитание и только воспитание – цель школы.
(И. Песталоцци, швейцарский педагог XVIII-XIX в.)
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
(Р. Эмерсон, американский философ и поэт, XIX век)

Швейцария – небольшое государство в самом центре Европы, название которого произошло от наименования кантона Швиц. История Швейцарии берет начало с 1291 года, когда между тремя лесными кантонами – Ури, Швиц и Унтервальден – был заключен «союз на вечные времена». Сегодня федеративная республика Швейцария состоит уже из 26 кантонов с населением около 7,8 млн человек.
Долгие века эта маленькая страна была ареной междоусобных войн, бунтов и религиозных противоречий. В 1815 году Венский Конгресс при большом давлении со стороны Российской Империи принял гарантии нейтралитета Швейцарии. Российский император Александр I, заимствовавший от своего воспитателя Лагарпа симпатии к швейцарцам, обещал заботиться о сохранении её нейтралитета. С тех пор Швейцария не участвовала ни в одной войне, её города, банки, промышленность никогда не подвергались бомбёжкам и разграблению. Страна получила уникальную возможность мирного поступательного развития.
Ещё во второй половине XIX века союзной конституцией начальное образование в Швейцарии объявлено обязательным, бесплатным и лишённым вероисповедного характера. Сложившаяся с тех пор система школьного образования в этой стране очень разнообразна, так как большинство решений по вопросам образования принимаются на уровне кантонов. Например, в некоторых кантонах первый иностранный язык начинают учить в четвертом классе, в то время как в других кантонах – в седьмом классе.
Обязательными в Швейцарии являются начальное образование (Primarschule в немецкоязычной Швейцарии, Еcoleprimaire во франкоязычной и Scuolaprimaria в итальянской части страны) и среднее образование (Sekundarstufe, Secondaire и Secondaria).
Дети начинают учиться с шести лет. Начальная школа продолжается до четвертого, пятого или шестого классов, в зависимости от кантона. В конце начальной школы (или в начале средней), ученики разделяются по способностям на секции. Наиболее способные школьники после 12 или 13 лет обучения в школе в возрасте 18-19 лет могут продолжить учебу в университетах. Другие стремятся получить профессиональную подготовку.
Сами швейцарцы предпочитают отдавать своих детей именно в государственные, бесплатные школы.
На рубеже XIX-XX веков в Швейцарии начали создаваться частные школы-пансионы. В это время в Европе система образования подверглась жёсткой критике – школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры. В противовес традиционной педагогике развивались новые научные течения. Последователи антитрадиционной педагогики предложили ряд концепций и идей: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др. В Швейцарии новую теоретическую базу деятельности школы разрабатывали психологи и педагоги Э. Клапаред и А. Ферьер.Они считали необходимым отказаться от ориентации в школе на "среднего ребенка" и опираться в воспитании на интересы каждого школьника. Их считают основателями функциональной педагогики. Ферьер сформулировал обязательные признаки нового типа средней школы:
- это школа-интернат и расположена за городом;
- число учащихся в классах не превышает 12 человек;
- образование детей идёт не столько путём накопления заученных знаний, сколько путём общего развития мыслительных способностей и самостоятельности ребёнка;
- преподавание в школе основываться на фактах и опыте, наблюдении мира вещей и явлений природы;
- кроме изучения наук в школе уделяться большое внимание искусству, играм и спорту, прогулкам и труду;
- прежде всего учитываются интересы ребёнка и возрастные особенности его развития, осуществляется индивидуальный подход к каждому воспитаннику, выявляются и развиваются его положительные качества.
Обучение детей в таких школах могли позволить себе только представители имущих классов.
Есть несколько существенных отличий английских и швейцарских школ-пансионов.
Прежде всего, швейцарские частные школы-пансионы ориентированы на иностранных учащихся – доля местных учеников невелика. По сути, это международные школы.
Во-вторых, швейцарские школы скорее похожи на элитные санатории. Дети живут в просторных, уютных комнатах, их вкусно и разнообразно кормят.
В-третьих, хотя спортивные сооружения швейцарских школ скромнее школ английских, дети много занимаются «швейцарскими» видами спорта – беговыми и горными лыжами, горным велосипедом, верховой ездой, теннисом, плаванием, ходят в походы в горы.
И, наконец, школы в Швейцарии небольшие, каждому ребенку уделяется особое внимание. Главное для школы – это гармоничное развитие личности ребенка.
Окончательный выбор школы должен определяться тем, в какой стране ребенок будет в дальнейшем учиться и работать – дети могут учиться по немецкой (Abitur), французской (Baccalaureat), итальянской (Scuola Secondaria Superiore), британской (General Certificate of Secondary Education, A-level), американской (High School Сertificate) программам, а также по универсальной предуниверситетской программе International Baccalaureate (IB).