Среднее образование за рубежом
Знания и перспективы
СТИПЕНДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ на обучение в американских частных школах тел.: (495) 937 1604

Школы Америки: среднее образование в США, частные школы США


Не в количестве знаний заключается образование, а в полном
понимании и искусном применении всего, что знаешь.
(Дистерверг, немецкий педагог, политик, XVIII век)
 
Получение среднего образования в США занимает 12 лет. Это одна из лучших образовательных систем в мире. Многие аналитики и ученые разных стран, занимающиеся изучением сравнительного образования, признают большую приспособленность американских выпускников к реальной жизни, поскольку к окончанию школы они помимо владения теоретическими знаниями обладают и необходимыми в жизни практическими навыками.
Становление американской системы образования
Первыми европейцами, достигшими берегов Нового Света в конце XV века, были испанцы. Они прочно обосновались во Флориде и на американском юго-западе ещё до того, как началась колонизация Америки англичанами и французами. Однако власть испанцев и их влияние стали приходить в упадок после поражения в конце XVI века Непобедимой Армады. Началом колонизации Америки англичанами и французами можно считать первые годы XVI века. На протяжении 75 лет после основания в 1607 году первой английской колонии в Виржинии возникли ещё 12 колоний: Нью-Хемпшир, Массачусетс, Род-Айленд, Коннектикут, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания, Делавэр, Мэриленд, Северная Каролина, Южная Каролина, Джорджия. Наряду с англичанами и французами в Новый Свет ехали переселенцы из Голландии, Германии, Испании и других европейских стран. Сами по себе колонисты не были однородны ни по религиозным взглядам, ни по социальному уровню.На первых порах они сохраняли представления об образовании и воспитании, вывезенные ими с родины - потому школа в Северной Америке развивалась под сильным воздействием европейского опыта. При этом именно английская школьная традиция оказалась самой влиятельной из всех европейских при формировании собственно американской системы образования.
Началом среднего образования в Северной Америке можно считать открытие в 1635 году церковной общиной Бостона городской латинской грамматической школы, дававшей повышенное образование классического типа. Идея создания таких школ быстро распространилась и в других городах, и уже к середине XVIII века городские школы стали ведущими среди образовательных учреждений Северной Америки.
Во второй половине XVIII века в ряде североамериканских колоний возникли частные общеобразовательные заведения нового типа - академии. Первое такое заведение основал в 1749 г. в Пенсильвании Б. Франклин. Помимо предметов классического цикла, в академии Франклина предусматривалось изучение политической и экономической истории, естествознания, ряда иных научных дисциплин. Академия состояла из трёх отделений, и ученикам предоставлялась возможность выбора интересующего их типа образования: классического, филологического или математического. Она была образцом для подражания, и в конце века академии уже стали наиболее распространенным видом полной общеобразовательной школы и оставались главным типом учебного заведения среднего образования до середины XIX века. В академиях учились как мальчики, так и девочки. Между академиями все же имелись отличия (например, изучался разный набор живых иностранных языков), разными были и сроки обучения (от трех до пяти лет).
Интересно отметить, что идеи просвещения, распространившиеся во второй половине XVIII века в Европе, были подхвачены в Северной Америке прежде всего государственными деятелями. Прогрессивные педагогические идеи, в том числе и всеобщая доступность образования, легли здесь в основу законодательства.
Просветительское дело в США было связано с борьбой за независимость, со становлением и укреплением государства. Идеи просвещения, распространившиеся во второй половине XVIII века в Европе, были подхвачены в Северной Америке, прежде всего, государственными деятелями. Декларация независимости США 1776 года, составленная Т. Джефферсоном, была первой декларацией прав человека, провозглашавшей республиканские и буржуазно-демократические свободы, в том числе равное право на бесплатное образование. В США разработка общенационального школьного законодательства началась сразу после признания Англией независимости новой страны в 1783 году. Однако этот процесс тормозился длительным становлением США как государства. На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и постановления, законодательно определившие деятельность учебных заведений. Школьные законы отдельных штатов были во многом сходными. Непосредственное руководство школами осуществляли советы, избранные общиной. Штаты сохраняли за собой право контроля над деятельностью школ, определения принципов образования, типов учебных заведений, сроков и программ обучения, содержания образования, учреждения органов школьного управления, распределения средств на образование. Только в 1867 году возникло «Бюро народного образования».
Власти штатов прилагали невероятные усилия для создания альтернативы частным академиям, доступу в которые препятствовала высокая плата за обучение - с середины XIX века место частных академий постепенно занимали выраставшие над начальными школами высшие школы (HighSchool). Учебный курс заведений такого типа занимал от трех до пяти лет. В программу входили, с одной стороны, предметы элементарного образования, а с другой - дисциплины, изучаемые в академии, включая древние языки и литературу. Основу образовательной политики того времени составляла идея школы как средства адаптации человека в обществе. Общей чертой для всех школ было культивирование так называемого «американского образа жизни».
В конце шестидесятых годов XX века в США были предприняты окончательные шаги для централизации управления образованием - был принят закон об образовании в целях национальной обороны.
«Знания в каждой стране служит самой надёжной основой благополучия», - эти слова Дж. Вашингтона и по сей день являются основой американской политики в области образования.
Американская система образования в наши дни
По сравнению с европейскими средними школами учёба в американской средней школе более демократична, и выпускники частных школ не имеют преимущества при поступлении в университеты. Согласно правительственным данным, одна десятая часть учащихся посещает частные школы.
В большинстве государственных и частных школ, образование делится на три уровня: начальная школа, средняя школа и высшая (старшая средняя) школа.
В начальных школах (Elementary School) обычно обучаются дети с 5 до 11-12 лет. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика, чтение и письмо. Естественные и общественные науки преподаются в форме краеведения.
Средние школы (Middle School) - следующая ступень в системе американского образования - для детей с 11-12 до 14 лет. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны изучать математику, английский язык, естественные и социальные науки. Один или два предмета ученики могут выбирать сами, обычно это иностранные языки, искусство и технология.
Высшая (старшая) школа (High School) - последний этап среднего образования в США, для детей от 15 до 18 лет. В старшей школе ученики могут выбирать предметы для изучения, только должны выполнить минимальные критерии для получения Диплома о среднем образовании (High School Diploma), необходимого для поступления на работу или продолжения обучения в Высшем учебном заведении. Обязательными для изучения являются математика, английский язык, естественные науки, социальные науки и компьютерная грамота. Из обширного списка факультативных предметов школьники выбирают курсы уже по своему усмотрению. Учащиеся старших классов высшей школы также могут заниматься какими-либо предметами более углубленно – такие курсы называются Аdvanced Рlacement (AP). Эти занятия соответствуют специальным курсам, читаемым на первом году обучения в университете, и могут быть зачтены при дальнейшем обучении.
Учебный год
Американский учебный год начинается в конце августа или первых числах сентября после традиционного летнего перерыва и продолжается 170-186 дней. Дети учатся 5 дней в неделю, продолжительность учебных занятий 5-6 часов в день (с 8.30 до 15.30). Учебный год, как пpавило, делится на триместpы: осенний, весенний и летний. Между триместрами школы закрываются на каникулы. Календарный план учебного года зависит от школы, но обычно он выглядит следующим образом:
Начало сентября - вторая половина декабря: осенний триместр.
Две-три недели: Рождественские каникулы.
Начало января - начало марта: весенний триместр.
Две - три недели: Пасхальные каникулы.
Вторая половина марта - начало июня: летний триместр.
В середине триместров у школьников есть небольшие выходные в четыре - пять дней.
Когда и в какую американскую школу можно поступать
У российских школьников есть несколько возможностей поучиться в американской школе:
Для детей от 12-ти лет предлагаются частные школы-пансионы, где можно провести от одного года до семи лет.
Такие школы издавна славились своими высокими академическими стандартами и особым вниманием к каждому учащемуся со стороны педагогов и наставников. Все выпускники этих школ продолжают обучение в самых престижных университетах мира.
Частные школы-пансионы являют собой достаточно пеструю картину. Вряд ли удастся найти две совершенно похожие друг на друга школы. Но и среди всего этого разнообразия можно подметить несколько общих черт. Благодаря тому, что большинство учащихся проживают непосредственно на территории школьных городков, у них гораздо больше шансов по-настоящему сдружиться. Было также подмечено, что весь опыт и знания, приобретенные в стенах частной школы, отличаются большей глубиной по сравнению со школами государственными, и обеспечивают выпускникам гарантированный успех не только в университете, но и в жизни. Среди частных школ мы можем предложить такие, как Deerfield Academy, The Pennington School, WEBB School, TAFT School.
Для детей от 14-ти лет кроме обучения в частных школах-пансионах возможно также обучение в «дневной» частной школе с проживанием в американской семье.
В отличие от государственных школ «дневные» частные школы предлагают для своих учащихся более серьезный уровень академической подготовки, меньший размер класса, больший выбор дополнительных предметов, спортивных секций и кружков по интересам. При высоких академических стандартах в программе обучения также делается упор на развитие личностных и моральных качеств.
Для учащихся 15-18 лет кроме вышеописанных частных школ может быть интересна программа «Школьный Год в США».
Это самая экономичная программа, предполагающая годовое обучение в государственной средней школе и проживание в американской семье. Для прохождения этой программы требуется определенная языковая подготовка, поскольку к иностранным школьникам предъявляются те же требования по учебе, что и к американским. Естественно, учителя, воспитатели и кураторы относятся к иностранцам с заботой и отдельным, особым вниманием. Выполнение тех же требований, что предъявляются и американским школьникам, не означает, что ребенок «брошен в воду, чтобы научиться плавать», это лишь значит, что для иностранного школьника не составляется специальной программы, что он учится по той же программе, что и американцы. Программа финансируется американским правительством, она рассчитана только на один год, по окончании программы невозможно получить диплом о среднем образовании США государственного образца, необходимого для поступления в университет.
Оплата обучения в частной американской школе
Первое, что необходимо оплатить родителям ещё до поступления ребёнка в школу - это регистрационный сбор (за ведение досье, проверку тестов и пр.).
После зачисления ребёнка в школу родителей попросят внести залог, сумма которого определяется непосредственно каждой школой. Эти деньги будут храниться на счёте школы в течение всего срока обучения и вернутся родителям лишь после окончания ребёнком учёбы в школе.
Родители должны произвести оплату за весь год обучения в школе-пансионе и оплатить медицинскую страховку в июне - июле до начала учебного года. Одновременно с этим родители должны внести депозит на «текущий счёт» ребёнка в школе, с которого по мере трат будут списываться дополнительные расходы (поездки, кино, покупки школьной и спортивной формы, канцелярские принадлежности, дополнительные занятия, такси и встреча - проводы в аэропорту, выходные дни у опекунов и пр.).