Среднее образование за рубежом
Знания и перспективы
СТИПЕНДИИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ на обучение в американских частных школах тел.: (495) 937 1604

Среднее образование во Франции: средние школы во Франции

Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать её в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущего.

(Анри Барбюс, французский писатель, XX век)

Из истории среднего образования во Франции
В средневековой Европе католическая церковь держала образование в своих руках. При монастырях, епископатах, церковных приходах действовали внутренние (для будущих служителей) и внешние (для жителей прихода) школы для мальчиков. Во Франции наиболее известными были школы в Сен-Дени, Сен-Жермене, Туре, Фонтенеле, позднее возникли школы в Суассоне, Вердене, Реймсе, Шартре, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы).
И все же абсолютное большинство населения Европы получало образование дома. При этом домашнее воспитание имело свои сословные черты и особенности. Так, дети ремесленников и купцов овладевали трудовыми навыками в «ученичестве». Сыновья рыцарей постигали семь рыцарских добродетелей (езда верхом, плавание, владение копьём и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и играть на музыкальном инструменте) в замке у вышестоящего феодала или дома. Грамотность для рыцарей обязательной не считалась. Образование девочек тоже оставалось преимущественно домашним. Девочек из простых сословий учили ведению домашнего хозяйства, рукоделию и основам Библии. Девочек из знатных семей нередко обучали чтению и письму дома капелланы и монахи. Позже распространилась практика отдавать девочек из высшего сословия на воспитание в женские монастыри. Во Франции наибольшей известностью пользовалась школа Сен-Сир.
Основа европейского воспитания Раннего Средневековья – спасение души, а идеал образованного человека – усредненная верующая личность. Однако на фоне этого религиозного фанатизма во Франции появились мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения.
Богослов и педагог Пьер Абеляр (1079-1142) пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования. «Знание - прежде всего результат самостоятельной работы», - говорил Абеляр.
Глава Парижской кафедральной школы Гуго Сен-Викторский (1096-1141) неразрывно увязывал религиозное и светское начала в воспитании, утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", будучи, однако, бессильны достичь христианской истины.
Наставник детей французского короля Винсент де Бове (1190-1264) в воспитании ставил на первое место нравственность. Он настаивал на смягчении методов воспитания, предлагая завоёвывать внимание детей шуткой и играми. Он призывал педагогов действовать убеждением и принуждением, считая телесное наказание крайней мерой.
Канцлер Парижского университета Жан Шарль Герсон (1363-1429) призывал наставников к кротости и терпению – "детьми легче руководить ласками, нежели страхом".
На протяжении XII - XV вв. школьное образование постепенно выходило за стены церквей и монастырей. Создание светских учебных заведений было связано, прежде всего, с ростом городов и укреплением государственной власти, в возросшей потребности в высокообразованных чиновниках.
Из церковно-приходских, цеховых и гильдейских школ зародились городские школы. Первые городские школы во Франции появились во второй половине XII века – в Париже основаны первые светские начальные учебные заведения – малые школы. Обучение в них ведётся на латыни и на французском языке. К концу XIII века их насчитывалось уже более 10, а спустя сто лет – около 60 школ. По окончании школы дети умели читать, писать и считать, немного знали латинскую грамматику. В малых школах учились представители высших сословий.
Поначалу городские школы находились под контролем церкви, однако с конца XVI века распространился принцип оплаты труда учителя общиной. Это означало избавление городских школ от церковной опеки. Постепенно место учителя-священника начинал занимать профессиональный педагог. Появились первые учебники и школьные доски.
Программа городских школ отличалась от программы церковных. Кроме латыни, изучались арифметика, элементы делопроизводства, география, техника, естественные науки. Получить элементарное начальное образование можно было только в городах, доступно оно было только представителям высших сословий. Сельское население оставалось удручающе невежественным.
В процессе развития из городских школ выделились латинские школы (во Франции они назывались коллегиями), которые давали повышенное начальное образование – своеобразное звено между начальным и высшим образованием. С середины XV века коллегии организовывались при университетах – в Париже, Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Тулузе.
Для беднейших слоёв населения в католических приходах церковь открывала воскресные школы.
Французская буржуазная революция 1789 г. практически перевернула представление об избранности образования – был принят закон, предусматривающий бесплатное всеобщее начальное образование и платное – среднее и высшее. После восстановления монархии закон был отменен, однако стал основой дальнейших реформ в образовании.

Современная система французского образования

Современная система французского образования складывалась на протяжении последних двух столетий.
В самом начале XIX века, во время правления Наполеона, был издан закон об учреждении коммунальных начальных школ, а затем – закон о создании лицеев и колледжей с семилетним сроком обучения. По закону о народном образовании 1833 года каждая коммуна обязана была открыть и содержать школу. В конце XIX века было введено всеобщее, обязательное, бесплатное образование с 6 до 13 лет, а к началу XX века во Франции была практически ликвидирована неграмотность.
В 1959 г. издан декрет о реформе школы. Важнейшим пунктом этой реформы стало провозглашение обязательного обучения с 6 до 16 лет, бесплатность государственного образования и контроль государства за всеми частными (платными) школами. 8 из 9 частных школ имеют аккредитацию при министерстве образования Франции и получают помощь государства по контракту (Сontrat d'association). На нужды образования ежегодно расходуется более пятой части государственного бюджета, в системе образования занято около половины государственных служащих. Государство утверждает все школьные программы для частных и государственных школ, организует экзамены, и только оно имеет право на выдачу дипломов BAC по окончании школы. Надо заметить, что государственное среднее образование ценится выше, особенно в последние, самые существенные годы обучения в лицее. Лучшие парижские лицеи – Louis le Grand, Henri IV и Fenelon, a также Saint-Louis (с чисто научной ориентацией) — государственные.

Школьное образование во Франции

Школьное образование во Франции в наши дни включает в себя:
- начальную школу cole primaire), состоящую из двух циклов – Cycle 2 (Grande Section, Class Preparatoir, и Class Elémentaire 1) и Cycle 3 (Class Elémentaire 2, Class Moyen 1, Class Moyen 2). Здесь дети учатся до 11 лет. Начальная школа обязательна для всех детей. В начальной школе учителям запрещено давать детям задания на дом, но это практикуется повсеместно. Все предметы в классе ведет один преподаватель.
- коллеж (Collège), состоящий из классов с 6-го по 3-й. Здесь учатся дети с 11 до 15 лет. Учёба в коллеже также является обязательной. В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения свидетельства об окончании коллежа.
- лицей (Licée), состоящий из классов со второго до выпускного (terminales). Здесь учатся дети с 15 до 18 лет. Лицеи предлагают выбор предметов по трем уклонам – литературному, экономическому, научному (L,ES,S). Обучение заканчивается экзаменом на степень бакалавра (BAC).
Получив аттестат о полном среднем образовании французского образца, можно продолжить обучение в одном из университетов Франции.